Южно-Казахстанский областной русский драматический театр открыл 82-й сезон.
Премьерой спектакля по известной пьесе Юрия Полякова открыл 82—й сезон Южно—Казахстанский областной русский драматический театр
Шымкентцы тепло приняли премьеру
Спектакли по этой пьесе с аншлагами идут по всей России и странам
бывшего СССР, в Казахстане произведение инсценировали впервые. Его
нынешняя популярность имеет много причин. В первую очередь интригует
само название (к слову, вначале пьеса называлась «Одноклассница»),
созвучное одноименному сайту, на который «подсели» миллионы. Испытанная
каждым из них ностальгия по советскому детству и школе и вообще по всему
советскому, породившая моду на встречи бывших одноклассников. На
встрече через 20 лет 40—летних одноклассников и строится сюжет пьесы.
И все же главная ее притягательность в ином — это свойственный Полякову
социальный нерв, боль автора за нравственную катастрофу целого
поколения. По таким пьесам, подталкивающим к серьезным раздумьям,
зритель просто истосковался. Впрочем, как и современный театр.
— Мы хотим, чтобы зрители размышляли вместе с нами, — отметил
режиссер—постановщик «Одноклассников» на шымкентской сцене, главный
режиссер Мурманского областного драмтеатра, заслуженный деятель искусств
России Султан Абдиев. — Театр всегда был трибуной, он должен обозначать
болевые точки современности.
Эта пьеса про любовь, ненависть, предательство, измены, ошибки. И
косвенно через мелодраму автор говорит о том, что же случилось с бывшей
огромной страной, которая называлась СССР. О том, что произошло с
людьми, как жизнь расслоила их, как поменялись ценности. Пора через 20
лет как—то осмыслить все это.
Герои спектакля — это некая галерея современных типажей, порожденных
переломными 90—ми. Одноклассники, по выражению одного из них, стали
РАЗНОклассниками, их разбросало в разные общественные слои сверху
донизу.
Светлана Погожева — бывшая отличница, ныне школьная учительница, завуч —
живет в страхе преследования криминальных кредиторов. Анна Фаликова —
когда—то королева красоты, познавшая все «прелести» жизни после триумфа.
Федор Строчков — подававший надежды поэт, скатившийся до бомжа. Борис
Липовецкий — сын влиятельного редактора газеты, сейчас эмигрант,
тоскующий по Родине. Обретший веру, но не избавившийся от грехов
священник Михаил Тяблов. Бывший двоечник Виктор Черметов стал олигархом,
метит в мэры. Время изменило их не в лучшую сторону, ни у одного не
сложилась семейная жизнь, и нет главного — счастья. «Жизнь — это просто
какое—то специальное издевательство над мечтами», — философски замечает
один из героев.
И если, говоря цитатами из пьесы, люди стареют и умирают только оттого,
что накапливают в себе жизненную дрянь, что плохое к человеку прилипает
само, то единственным исключением из правил является их одноклассник
Иван Костромитин, в доме которого на его же 40—летие все они и
собираются. «Виновник» торжества в нем никакого участия не принимает:
контуженный ветеран афганской войны, прикованный к инвалидному креслу,
уже 20 лет — «ТЕЛОвек». Сознание у него утрачено, на окружающий мир он
никак не реагирует. И, как это ни парадоксально, это стало его
спасением: среди одноклассников он единственный, нравственно не
запятнанный, чистый…
Для одноклассников он так и остался лучшим другом, товарищем,
возлюбленным. По ходу пьесы персонажи вспоминают, что сделал и как он
повлиял на судьбу каждого из них. А Ваня и есть мерило их истинных
жизненных ценностей.
После теплого приема премьеры жителями Шымкента Султан Абдиев
признался, что был очень рад снова поработать в родном городе. Здесь он
трудился над постановками «Люди и мыши», «Ханума», «Белое облако
Чингисхана», «Эзоп», «Театр времен Нерона и Сенеки».
Как с гордостью отметил Абдиев, в мае этого года на мурманских
«Одноклассниках» был сам автор, который сказал, что из увиденных им
порядка 30 спектаклей мурманский — один из самых лучших. «Так как
шымкентская постановка — моя, она абсолютно сопоставима с мурманской, —
уверен режиссер. — Думаю, что Полякову она бы тоже понравилась».
|