После публикации «Бунт невесток в семье Асаубаевых» мне позвонил один из ключевых участников этой истории Адиль БЕКЗАТОВ. Напомню, что г-н Бекзатов является владельцем 83,34 процента долей компании ТОО «S-Arman Trade System» (SATS). Изначально он действовал на стороне семьи Асаубаевых, но затем разорвал отношения с ними. В настоящее время владелец компании скрывается за границей. В разговоре по Skype г-н Бекзатов рассказал и о причинах разрыва с этой семьей, и о том, почему вынужден больше года прятаться в чужой стране. Мы публикуем выдержки из интервью с бывшим сотрудником офиса Асаубаевых.
- Я начал работать с Асаубаевыми почти десять лет назад, - рассказал Адиль. – Они тогда строили фабрики и развивали золотодобывающее предприятие. Это был очень интересный проект. Да и семья Асаубаевых тогда относилась к компании «Казахалтын» совсем иначе – в тот момент она реально болела за производство. Куда это потом улетучилось – большая загадка! Могу лишь добавить к уже известному скандалу с «Полюс золото», что все факты, которые были преданы огласке россиянами в ходе этого скандала, к сожалению, подтвердились. В результате этого громкого скандала был скомпрометирован флагман золотодобывающей отрасли Казахстана и безнадежно утрачена его инвестиционная привлекательность.
- Ваша фамилия упоминалась в интервью представителя компании SATS – сначала вы работали на Асаубаевых, а потом стали сотрудничать с другой стороной этого спора. Вам сделали предложение, от которого вы не стали отказываться?
- Почему вы так решили?
- Г-н Ильяшев сказал, что вас удалось убедить перейти на их сторону.
- Возможно, г-н Ильяшев не хотел компрометировать меня. На самом деле, это был мой осознанный выбор и мое решение.
- Как вы пришли к такому решению? Вы же много лет работали с семьей Асаубаевых и были человеком приближенным, насколько я понимаю.
- Чтобы это понять, нужно увидеть моими глазами всю историю, о которой рассказал вам г-н Ильяшев. В 2010году, на определённых условиях с участием нескольких сторон, о которых я пока говорить не уполномочен, я стал владельцем 83,34 процента долей в ТОО «S-Arman Trade System», которая впоследствии стала владельцем контракта на недропользование на одно месторождение. Далее я занялся тем, чтобы снизить долги компании. Были долги перед румынами, подрядчиками, геологами – несколько миллионов долларов в общей сложности. Подрядчик, следивший за тем, чтобы скважины не прорвало, наложил арест на контракт, и я ездил договариваться, чтобы они согласились снять арест при условии, что мы заплатим им половину долга. Потом ездил к геологам, чтобы те передали данные разведки с отсрочкой окончательного расчета, мне постоянно звонил представитель румын, который грозил аннулировать сделку о купле-продаже месторождения. Но тем временем, за моей спиной, шли переговоры о продаже контракта, о котором говорилось в вашей первой статье. Все, что там было написано, соответствует действительности, просто я об этом на тот момент ничего не знал. Партнер по SATS оплатил все долги и хотел выкупить контракт на недропользование, а я вел переговоры с тремя компаниями о продаже все того же контракта. На самом деле, выходило, что я, как владелец предприятия, являюсь, по сути, мошенником! Кто-то платит по моим счетам, чтобы получить месторождение, а я продаю третьей стороне. Кубики сложились, и я понял, что все долги останутся на SATS, а активы компании перейдут в другие руки. Я начал все это анализировать, сопоставлять факты и пришел к выводу, что могу сесть в тюрьму, причем надолго. Потому что все переговоры вел я, с подрядчиками и кредиторами общался я, и крайним в этой истории буду я. Именно тогда я решил пойти к инвестору, о котором вам рассказал Альнур Ильяшев, и предложил закрыть сделку. Инвестор вложил несколько миллионов долларов, мне не хотелось, чтобы я выступил в роли мошенника, которая мне была уготована.
- Как на это отреагировали Асаубаевы?
- Прежде чем начать предметные переговоры с г-ном Ильяшевым, я решил попытаться убедить Асаубаевых отказаться от намерений вести дело с кредиторами и инвестором подобным образом. Я пояснил, что все долги нужно закрыть, и если они этого делать не будут, то я начну действовать по собственному усмотрению. Мне сказали, что если я так поступлю, меня раздавят. Не получив от них согласия погашения долгов, я начал действовать самостоятельно. Тем не менее, я попросил инвестора погасить долги перед кредиторами, что он позже и сделал, доказав свои серьёзные намерения по отношению к развитию проекта. Вот поэтому мне пришлось покинуть страну, и уже больше года я живу за пределами Казахстана. Люди они очень влиятельные, и поскольку я много лет с ними работал, знаю, что у них слова с делом не расходятся, когда речь идет о подобных вещах.
- Вы теперь владелец компании SATS?
- Благодаря решению суда по иску невесток Асаубаевых – нет. Вот это, кстати, очень показательный пример того, насколько серьезные это люди. Суд принимает иск от невесток, хотя пропущены сроки давности, есть постановление Верховного суда, в котором разъясняется несостоятельность подобных претензий, и выносит решение, ущемляющее права добросовестных предпринимателей. Ведь я приобрел ТОО «S-Arman Trade System» уже после того, как компания перепродавалась через две офшорных компании. Обратите внимание, что в исковом заявлении не заявлен ущерб, который причинили мужья своим женам и свекры невесткам. Был бы материальный ущерб, пришлось бы уголовное дело возбуждать. Но если нет ущерба, почему тогда принимается к рассмотрению иск по делу, в котором нет материально пострадавших?
- Вы не думаете, что своими откровениями вы ухудшаете свое положение?
- Хуже уже не может быть. Потом, мне кажется, предав огласке подробности этих событий, я, наоборот, ограждаю себя от их прямых нападок. Если со мной что- то случится, первое подозрение будет падать на них. Я понимаю, что подобных бизнесменов все равно рано или поздно кто-то остановит, какими бы не были их покровители влиятельными. По моему убеждению, их деятельность несет в себе уже системные риски для страны и, в первую очередь, имиджевые риски для самих же покровителей. Во-вторых, страдает имидж Казахстана в глазах иностранных инвесторов.
- Стоит ли так обобщать?
- У нас уже и так не очень хорошая репутация. Был скандал с «Казахголд», с другими казахстанскими предприятиями. Еще одно такое «надутое» предприятие выйдет на биржу, и после этого к казахстанцам будут относиться с большим подозрением. Нормальные инвесторы от нас отвернутся, а если деньги будут давать, то только дорогие фонды, под высокий процент. В конечном итоге пострадает казахстанская экономика. Да и внутри страны нас не ждет ничего хорошего. Растет коррупция, а это как раковая опухоль.
- Вам самому приходилось заносить взятки, когда вы работали на семью Асаубаевых?
- Я не буду отвечать на этот вопрос.
- Тогда как вы можете говорить о коррупции?
- В настоящее время наложены штрафы Налоговым комитетом на компании GoldBridge в Восточном Казахстане, принадлежащие Асаубаевым, суммарно по обоим компаниям - 14,2 миллиарда тенге. На уровне области суды в нескольких инстанциях были проиграны. Но если удастся списать или снизить штрафы, это и будет ответом на ваш вопрос.
Ratel.kz: Мы напоминаем, что вторая сторона этого конфликта имеет возможность высказать свою точку зрения.
Использованы фотографии со страницы GoldyStars в facebook.