Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 49

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 14.11.2019, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS
"ЮЖАНКА"—информационно-равлекательный сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2015 » Апрель » 27 » ПОТОМОК НАДИР-ШАХА
11:28
ПОТОМОК НАДИР-ШАХА
Обычно, вступая в очередной новый год мы анализируем прошедший, подытоживаем его. 2013 год останется в памяти нашего земляка, писателя и поэта, архитектора и историка-краеведа Сайына Назарбека многими значительными событиями. Среди них можно назвать событие, ставшее настоящим сюрпризом для него. Это награждение международным орденом </b><b>&laquo;Знак Почета&raquo;</b>. <b>А представило его к этой награде</b> м<b>еждународное казахское творческое объединение «БЕЙБІТШІЛІК </b><b>Ә</b><b>ЛЕМІ».</b></font><b> </b></p>
   
  <p><b>Лучше всех о Сайыне Назарбеке, пожалуй, сможет рассказать он сам. Предлагаем вниманию читателя автобиографию писателя. </b> </p>
   
  <p> </p>
   
  <p> </p>
   
  <p style="text-align: center;"><b>Мое жизнеописание </b></p>
   
  <p><b> </b> </p>
   
  <p> Отец мой &ndash; Назарбек Сарсенулы (1909-1989 гг.), мать – Жанылдык Койшыгулкызы (1916-1990 гг.). В 1932 году они соединили свои судьбы. Родившегося на рассвете 2 января 1941 года среднего сына, то есть меня, назвали Сайыном. </p>
   
  <p> </p>
   
  <p style="text-align: center;"><b>О моих предках </b></p>
   
  <p> Моя родословная (род-племя): Младший Жуз, Адай, Мунал, Жаулы, Жары, Тохтамыс. </p>
   
  <p> Мудрейшие казахи завещали своему потомству, чтобы те не роднились менее чем за семь колен, ибо только в таком случае можно сохранить генетическую чистоту, а значит чистоту нации. Это свидетельствует о величии и мощи их духа. </p>
   
  <p> Наши предки придумали удивительные слова для обозначения потомков до десяти колен. Это опять же свидетельствует о том, что они были кристально чисты духовно, и соответственно, таковыми были их мысли и язык. «Жүрежат, туажат, жекжат, жұрағат...» (обозначения последующих за внуками и правнуками потомств) – разве не прекрасно они звучат?! </p>
   
  <p> Мы, тохтамысы, еще не роднимся меж собой. Наш пращур Тохтамыс был военачальником, он возглавил войско в борьбе с джунгарами и калмыками. По преданиям, он похоронен в священной земле Каратау (южный Казахстан), а его сын Тлеке покоится где-то между горами Каратау и Мангистау. </p>
   
  <p> Внук Тохтамыса Еспембет погиб на поле битвы: он находился в первой группе адайцев (шестьдесят семей), которые поселились на Мангистау. Покоится на небольшом некрополе близ горы Емды, между селом Таушык и местностью Сартас. </p>
   
  <p>Другой мой предок Мати захоронен на небольшом возвышении в двух-трех километрах от колодца Тасорпа, вырытого в северо-восточной части солончаковой безводной пустыни полуострова Бузачи, где вечерами, стоя на берегу залива, можно увидеть огни нефтяного поселка Сарыкамыс, что относится к соседней Атырауской области... </p>
   
  <p> Из воспоминаний и рассказов старейшин рода и своего отца знаю, что мой шестой предок Мати происходит из рода легендарного Надир Шаха из страны «кызылбасов» (Персия). В последнее время, после распада Советского Союза, стали доступны многие исторические документы и книги, и я убедился, что рассказы аксакалов, ранее походившие на легенды, имеют под собой вполне реальную почву. </p>
   
  <p> Надир Шах Афшар жил в период с 1688 по 1747 годы, взошел на трон Персии в 1736 году. Родившись в Хорезме, в Азербайджане достигнув звания полководца, на древней персидской земле стал ее легендарным правителем и превратил Персию в великую империю. </p>
   
  <p> В 1747 году Надир Шах злонамеренно был убит в своем походном шатре. Были убиты все его потомки мужского рода. У Надир Шаха было пятеро сыновей и 15 внуков. Был оставлен живым лишь внук, родившийся от дочери персидского царя, Шакрух. Двое внуков каким-то образом исчезают, и как-раз таки они и остались вне поля зрения исследователей. Мы предполагаем, что доброжелатели переправили их к казахам Младшего Жуза, чьи кочевья в тот период расстилались от гор Мугаджар до плато Устюрт. В этот период адайцы только-только начали селиться во впадине Мангистау. </p>
   
  <p> От внука Мали, которого усыновили Берши и назвали Кулмали, происходит легендарный батыр Махамбет Утемисулы (1803-1848 гг.). В 2003 году 200-летие батыра Махамбета было отмечено на уровне ЮНЕСКО. </p>
   
  <p> Из потомков другого внука Надир Шаха – Мати, которого усыновил внук батыра Тохтамыса Доспамбет, вышло немало достойных людей. </p>
   
  <p> ...Мати, нашедший приют среди казахов Мангистау, отличался своей смелостью и отвагой, был непреклонным и сильным, к тому же обладал качествами провидца, мог лечить людей. Он стал любим и уважаем не только среди родных, но и в народе. К преклонному возрасту его стали называть «Мәті әулие» (святой Мати). </p>
   
  <p> Доспамбет, внук Тохтамыса, усыновил Мати и объявил, что отныне он является старшим из сыновей, рожденных от второй жены. </p>
   
  <p> Сердобольные аксакалы нашего рода, чтобы сохранить имя другого внука Тохтамыса – Еспембета, погибшего, не успев жениться, в генеалогическом древе относят Мати к нему. Что касается нас, потомков Мати, мы тоже называем себя потомками Еспембета. </p>
   
  <p> Так, в неспокойные годы непрекращающихся войн и сражений, два рода младшего жуза спасли от неминуемой смерти двух потомков Надир Шаха. В 1747 году им было где-то по 7 и 10 лет. </p>
   
  <p> В мировой историографической науке создано немало трудов о жизни Надир Шаха. В числе таких исследований особняком стоит книга профессора Кембриджского университета Лоуренса Локкарта. Этот труд заслуживает внимания, о нем было сказано, что он является самым значительным произведением, посвященным последнему полководцу Азии. </p>
   
  <p>В книге Локкарта «Надир Шах, критическое исследование на основе первоисточников» (Лондон, 1938 год) приведено генеалогическое древо Надир Шаха. Эту информацию я обнаружил в переводе данной книги на русский язык и изданной в Баку в 2004 году. </p>
   
  <p> </p>
   
  <p>У моего отца Назарбека (1909-1989) с матерью Жанылдык (1916-1990) родились сыновья Сабыр, Сайын, Дайын.</p>
   
  <p> </p>
   
  <p>Наш отец рано осиротел и благодаря этому остался живым во времена большевистского произвола, так как попал в список угнетенной бедноты. </p>
   
  <p>Отец мой был мастером на все руки. В особенности был хорошим каменщиком. Школа в селе Уштаган, к примеру, была построена в 1955 – 56 г.г. его руками. Мое увлечение строительным искусством – от него: в детстве и юношестве я много с ним ходил, набирался опыта. </p>
   
  <p>Мать тоже была искусница, всю одежду для детей шила своими руками, все принадлежности юрты тоже изготавливала сама. На моей памяти, мать трижды обновляла войлочную часть, убранство нашей юрты. </p>
   
  <p>Мне пришлось учиться в нескольких школах: в Тигене, Шайыре, Акмыше и Уштагане. После окончания десятилетки в течение пяти лет работал водителем. С 1964 по 1969 год учился в Алматинском политехническом институте, окончил по специальности инженер-строитель. По решению ректората был оставлен на преподавательской работе, и проработал там до 1975 года. Затем вернулся на Мангистау, с 1975 по 1980 годы работал старшим инженером СМУ ПО «Мангышлакнефть» в Жанаозене, затем руководил этим предприятием. В 1980 году вернулся в Алма-Ату, стал работать преподавателем в Алматинском строительном техникуме. </p>
   
  <p> В 1989-1990 годы много сил вложил в создание производственно-творческого кооператива «Мирас», направленного на воссоздание казахского прикладного искусства. 1989-1992 годы оказались критическими для моей жизни. Я очень серьезно заболел, четыре раза меня оперировали в известных клиниках Москвы и Алма-Аты, и вот благодаря милости Аллаха я жив-здоров и мне перевалило за семьдесят. </p>
   
  <p> В 1987 году, можно сказать совершенно случайно (в 46 лет), я написал свое первое стихотворение. Сегодня я автор около тысячи стихов и стольких же четверостиший, написал свыше 100 рассказов и новелл, 130 статей. Эти мои труды были выпущены девятитомником. </p>
   
  <p> Этнографический труд «Қазақ халқының шежіре-тарихы. Адай тайпасы» (Летописная история казахского народа. Племя Адай) был издан в 8-и томах. </p>
   
  <p> Вышли в свет мои книги – исследовательский труд «Қазақтың киіз үйі» (Казахская юрта) и «Қаһарман халықтың қаһарман ұлы» (Отважный сын отважного народа). </p>
   
  <p> Драматическая пьеса «Абай iшiп үлгермеген у» (Яд, который не успел выпить Абай) поставлена в театре для детей и юношества имени Габита Мусрепова в Алматы. </p>
   
  <p>Специально написанная к знаменательному юбилею – 200-летию Махамбета Утемисова, отмечавшееся на уровне ЮНЕСКО, пьеса «Махамбеттің бір күні» (Один день Махамбета) поставлена на сценах Атырауского драматического театра имени Махамбета и казахского драматического театра в Астане, осуществлены постановки моих пьес «Ақбөбек» (имя главной героини) и «Ант» (Клятва) на сцене Мангистауского областного музыкально-драматического театра имени Нурмухана Жантурина. Каждый новый сезон мангистауский театр открывает пьесой «Ақбөбек», чем я безмерно горжусь. </p>
   
  <p>В 1992 году по рекомендации Абиша Кекилбаева стал организатором строительства кумбез-тама (купольного мавзолея) Султанмахмуту Торайгырову – казахскому поэту начала 20 века на его родине в селе Баянаул Павлодарской области. Это положило начало моей архитектурно-строительной деятельности по возведению надгробных памятных сооружений в стиле мангистауского камнерезного искусства. </p>
   
  <p> В 1992 году на своей родине Мангистау организовал малое предприятие «Парыз» по пропаганде и развитию неповторимого, самобытного камнерезного искусства края. На моем счету несколько таких архитектурных памятников. На Мангистау в 1992 году был возведен мавзолей степному акыну Абылу, батыру Досану. Соблюдая исторически сложившиеся национальную форму и содержание мангистауского архитектурного искусства, мы ввели свои, новые элементы, чем задали импульс развитию забытого искусства в новом направлении. </p>
   
  <p> Я являюсь членом Союза писателей и Союза архитекторов Казахстана. </p>
   
  <p> Горжусь, что являюсь автором основных памятных сооружений к юбилеям выдающихся личностей – 150-летию Абая, 200-летию Махамбета и 100-летию Мухтара Ауэзова, отмечавшиеся на уровне ЮНЕСКО. </p>
   
  <p>За эти заслуги перед Отечеством в 1996 году я был удостоен ордена «Құрмет». </p>
   
  <p> В 1996–97 гг. был реализован мой архитектурный проект мавзолея «Домалақ-Ана» в Южно-Казахстанской области. </p>
   
  <p> В 1999 году построен комплекс «Хан Ордалы Сарайшық» (Сарайчик – ханская орда). За этот проект я был удостоен премии Атырауской области имени Махамбета Утемисова. </p>
   
  <p> Мавзолей Абая и Шакарима как произведение архитектурного искусства в 1996 году был выдвинут на Государственную премию. </p>
   
  <p> В 2009-2010 гг. в Жанаозене построена аллея «Даңқ» (Славы) по моему проекту. </p>
   
  <p> Что касается семьи. Супруга Канторе Таужанкызы долгие годы работала учителем в алматинских казахских школах №86 и 123. Сейчас на заслуженном отдыхе. </p>
   
  <p> Сын Нурлан Назарбек пошел по моим стопам, стал строителем-архитектором. Участвовал в строительстве мавзолея Абая-Шакарима. Был главным мастером строительства мавзолея родителей Мухтара Ауэзова – Омархана и Нуржамал, мавзолея Домалак Ана и комплекса «Хан Ордалы Сарайшық». Окончил Алматинский строительный техникум, Казахскую Государственную академию управления, нефтяной институт в Актау. В данное время возглавляет работу департамента капитального строительства АО «Мангистаумунайгаз». </p>
   
  <p>Дочь Жазира Сайын училась сразу в двух высших учебных заведениях – в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби и Казахской Государственной академии управления. Сейчас преподает в университете имени Льва Гумилева в Астане. </p>
   
  <p> От двух детей имею около десяти внуков. </p>
   
  <p> Я верю, что у казахов, в мировом пространстве известных как кочевой народ, особое место и роль в истории человечества. Казахская культура, его быт, отношение к природе самобытны, искусство и традиции народа находятся в гармонии с природой, отношение к Создателю и человеку, Земле и Мирозданию, философия – все говорит о том, что казахи являются народом, несущим благонравие и доброжелательность, человечность и щедрость. </p>
   
  <p> Труды, одухотворенные и благословенные таким понятием о своем народе, дали, кажется, хорошие результаты: об этом говорят читательские отзывы. Я удостоен ряда государственных и общественных наград. </p>
   
  <p> </p>
   
  <p style="text-align: center;"><b>Государственные награды и звания: </b></p>
   
  <p>орден РК «Құрмет», 1996 год. </p>
   
  <p>заслуженный деятель РК, 2001 год, </p>
   
  <p>юбилейная медаль «10 лет Конституции РК», 2005 ж., </p>
   
  <p>почетная грамота акима Мангистауской области, 1996, 2001 гг., </p>
   
  <p>почетная грамота акима Атырауской области, 2001 г., </p>
   
  <p>член Союза писателей и Союза архитекторов Казахстана, </p>
   
  <p>почетный профессор Семипалатинского государственного педагогического университета имени Шакарима Кудайбердиева, </p>
   
  <p>почетный член общества защитников памятников культуры РК, лауреат премии имени Махамбета Утемисова, 2000 год, </p>
   
  <p>почетный гражданин Абайского района Семипалатинской области, </p>
   
  <p>почетный гражданин Махамбетского района Атырауской области. </p>
   
  <p> </p>
   
  <p>Эти сведения моей жизни были написаны в 2013 году. </p>
   
  <p style="text-align: right;"><b>Сайын НАЗАРБЕК </b></p>
  <br />
  </div>
Просмотров: 250 | Добавил: lenger | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2019