Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 49

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 14.11.2019, 17:07
Приветствую Вас Гость | RSS
"ЮЖАНКА"—информационно-равлекательный сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2015 » Март » 28 » Казахи Узбекистана вчера, сегодня, завтра
21:05
Казахи Узбекистана вчера, сегодня, завтра

К проблеме духовно-культурного наследия казахов Узбекистана: традиции и современность

Гульмира Мусагулова
Кандидат искусствоведения, доцент,
заведующая отделом музыкального искусства
Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова

В связи с деятельной и авторитетной позицией Казахстана на международной арене, способствующей евроатлантическому и евразийскому диалогу, все более возрастает интерес к  духовно-культурному наследию казахов, рассредоточенных по всему миру. Научно-исследовательский проект «Искусство казахов зарубежья», выполняемый коллективом отделов музыкального, театрального и изобразительного искусства Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова Министерства образования и науки РК, который возглавляет известный общественный деятель, доктор филологических наук, профессор Калижанов У.К.,  имеет определяющее значение для знакомства и межкультурного обмена с казахской диаспорой за рубежом.

Как известно, всемирная ассоциация казахов, созданная по инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева, выполняет важную консолидирующую функцию в процессе сохранения и развития культуры казахов, проживающих за рубежом. На сегодняшний день проблема изучения культуры наших соотечественников в странах как дальнего, так и ближнего зарубежья является актуальной и своевременной. В своем обращении к народу Казахстана Глава государства призвал научную и музыкальную общественность страны к активному участию в разработке данных вопросов.

В работе над научно-исследовательским проектом «Искусство казахов за рубежом» следует отметить процесс планомерной реализации выбранной научной тематики, систематизацию и хронологизацию материалов, привезенных из научных экспедиций по городам России (Саратов, Самара, Астрахань), Узбекистана (Ташкент, Бухара, Хорезм, Хива, Ургенч, Ходжили,) и Каракалпакстана (Конград).

Так, длительная поездка по городам Узбекистана, встречи, беседы и интервью позволили проследить за многомерным процессом функционирования и развития многочисленных форм и жанров музыкального искусства представленного региона и глубоко постичь особенности взаимодействия и взаимовлияния культурных тенденций двух братских народов [1], [2], [3], [4].  

На состоявшемся в городе Ташкенте очередном малом курултае казахов Узбекской Республики, посвященном  20-летнему юбилею казахского культурного центра, проводимому в рамках 20-летнего юбилея Интернационального культурного центра, казахи, проживающие вдали от исторической Родины, подвели итоги своей 20-летней деятельности. Основная цель данного мероприятия была направлена на поддержание дружбы и активного сотрудничества между двумя братскими народами – казахами и узбеками. Деятельность Интернационального культурного центра, имеющая целью воспитание и пропаганду солидарности и толерантности между народами, проживающими на территории Узбекистана, развивается и достигает плодотворных результатов благодаря чуткой политике Президентов двух республик, а также находит неустанную поддержку среди активистов, которые ведут неустанную,  кропотливую работу по сохранению духовно-культурного наследия.

Активное собирание и повсеместное распространение фольклорного, литературного, художественного и непосредственно  музыкального наследия казахского народа осуществлено при помощи  наших соотечественников – ярких представителей в вышеназванных направлениях. Возрождение и переоценка духовных ценностей, рост национального самосознания, возвращение истинно народных празднеств, среди которых наурыз, айтыс, Ораза, курбанайт, спортивные игры «Күрес», «Тоғызқұмалақ», стали возможными благодаря обретению независимости. На протяжении 20 лет суверенитета деятельность культурного центра казахов отмечена рядом значительных событий, нацеленных на глубинное укрепление позиций в области культуры, образования, науки и экономики. Подтверждением вышесказанному является вступительная речь на юбилейном собрании председателя казахского культурного центра в Узбекистане Марата Кнабаевича Укубаева: «С обретением национальной независимости появилась реальная возможность полнейшей реализации всех запланированных мероприятий. Воплотились мечты и задумки наших предков оставить будущим поколениям главное народное достояние  – его культуру. Возобновились и достигли высокого уровня литературно-художественные и культурные связи двух братских народов» [5].

Сохранение исторических и культурных памятников, имеющих непреходящее значение, стало значимым проявлением патриотизма и особого отношения к народному достоянию граждан, проживающих на территории братской республики. В этой связи следует отметить имена А.Укибаева, профессора С.Тилеукулова, доктора экономических наук Н.Откелбаева, сенатора А.Адилова, общественых деятелей А.Айдаркулова, А.Гаппарова, К.Жолдасова, видных академиков, профессоров К.Сейданова, Б.Серикбаева, Ш.Оразымбетова, Р.Анарбекова, С.Жуматаева, Х.Калмуратова, А.Налибаевой, З.Жиенбаевой, М.Шынарова, А.Анаркуловой, Д.Калиевой и многих других. Их неустанными усилиями были отреставрированы и приведены  в надлежащее состояние места захоронения великих предков казахов – Толе би, Айтеке би, Сырыма Датова.

Вместе с тем усилена материальная база многих учебных заведений, внесен определенный вклад  в процесс издания литературы на казахском языке. Многим селениям, улицам и школам  даны имена выдающихся казахских поэтов, писателей и известных деятелей – Абая Кунанбаева, М.Ауэзова, Т.Рыскулова, Д.Конаева,  Н.Торекулова и многих других. При информационном центре, который впоследствии был реорганизован в культурный центр, в 1990 году был открыт казахский литературный совет, входящих в Союз писателей Узбекистана. В тот период многие казахские писатели и поэты, вступившие в него, поддерживали  тесную связь со СМИ и добились высоких результатов в пропаганде национального наследия. С обретением независимости более глубокими стали литературно-культурные связи двух народов.

Особенно горячо многие участники проведенного мероприятия  вспоминают события первого курултая, состоявшегося в 1992 году в Алматы. Проводимый по инициативе первого Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, он был нацелен на  тесное общение казахов двух государств, объединение их общих интересов, удовлетворение духовно-культурных, материальных потребностей и укрепление единства между ними. За представленный период было проведено много значительных мероприятий, отражающих этапы становления и развития казахско-узбекских взаимосвязей, картину жизни и быта наших соотечественников в Узбекистане. В 1993 году под редакторством известного писателя и журналиста К.Сейданова начала выходить газета «Нурлы жол», ранее издававшаяся под названием «Достык туы». В 2003 году был открыт мавзолей Шымыр ата в Ташкенте, отмечалось 340-летие Толе би, в 2007-м в городе Гагарин Жыззакской области был открыт казахский драматический театр, по инициативе и при поддержке Посольства Республики Казахстан в Узбекистане в культурном центре была открыта библиотека с фондом 10000 книг. Вместе с тем в Навоийской области в местности Нурата были проведены масштабные работы по установлению памятников  и мавзолеев выдающимся личностям – Айтеке би и святому Дагбыт-Сеиткулу.  В мае 2012 года был открыт памятник в месте захоронения Айтеке би. Благодаря содействию культурного центра, посольству Республики Казахстан в Узбекистане, инспекции Республики Узбекистан по «Официальной регистрации, охране и защите музеев» при Министерстве культуры и спонсорской поддержке отдельных граждан он стал местом поломничества казахов. Для широкого круга посетителей подобные захоронения исторических лиц становятся истинным доказательством уважительного отношения к казахскому народу, его истории и культурному наследию.

В Узбекистане два раза в месяц на казахском языке выходят в эфир радиопередачи и телепередача «Дидар».

Также запланировано возведение памятников Адаю Кудайулы Еркосай батыру (16 век) в городе Нукус Каракалпакской Республики, Сырым батыру в районах Гурлен и Шават Хорезмской области, предку Айтеке би Жалантосбахадуру. Проводятся работы и поиск достоверных сведений о творчестве таких известных в прошлом исполнителей, как Базар жырау, Толеген Айбергенов, Омирзак Кожамуратов, Кутбай Дурбаев и других. В целях пропаганды казахской литературы и искусства среди соотечественников,  проживающих в Узбекистане, готовятся к изданию очерки и книги об известных деятелях  самых различных профессий.

Состоявший в рамках данного мероприятия праздничный концерт в зале торжеств «Туркестан» собрал на сцене музыкантов-исполнителей разных национальностей – узбеков, казахов, уйгуров, корейцев, русских. В нем приняли участие многочисленные коллективы, группы, а также популярные среди местной слушательской аудитории солисты. Большой успех имели танцевальные группы «Ракс», «Қыз Жібек», «Ұрарту», «Жұлдыздар», исполнители Ф.Егембердиева, А.Шалкарова, М.Тусупбаева, О.Даулетова, Х.Тасхожаева, Ш.Раимов, А.Серикбаев, З.Цой и другие.  

Частыми гостями различных мероприятий являются танцевальная группа «Фариза» под руководством известных общественных деятелей З.Жиенбаевой и А.Анаркуловой, ВИА «Белес» под управлением Г.Убайдуллаевой, ансамбль «Әжелер тобы» районного центра «Зенгіата» и мн. др.

Среди представителей профессионального искусства, заявивших о себе на международной арене, можно с правом назвать имена таких исполнителей, как Г.Альжанова (солистка Большого государственного театра оперы и балета им. А. Навои в г. Ташкенте), А.Абдуллаева (дирижер Большого государственного театра оперы и балета им. А.Навои в г. Ташкенте), лауреатов многочисленных премий, музыкантов из города Нукуса Женисбека и Жанибека Пиязовых (оперный исполнитель и жыршы). На слуху у любителей и почитателей искусства жырау музыкально-поэтические произведения в исполнении Турганбая Жанабаева (город Ходжили), Толегена жырау (районный центр Кинемех Бухарской области) и Рената Бекжурсинова (город Конград Каракалпакской области).

Оперные полотна и сочинения из классики и богатейшего казахского фольклора  в их исполнении являются истинным праздником для ценителей и почитателей музыкального искусства.  Это – музыкальные номера (арии и речитативы) в партии Чио-Чио-Сан из оперы Дж.Пуччинни «Мадам Баттерфляй» в исполнении Г.Альжановой, оперные партии из различных опер и песни разных народов в исполнении Женисбека Пиязова, фрагменты из эпоса «Едіге батыр», «Алпамыс батыр» в исполнении Жанибека Пиязова, жыры жырау Турганбая Жанабаева «Қоштасу», «Еламанды мақтау», «Жаманнан қаш», «Төрт қараның саңлақтары», сочинения жырау Толегена «Отандастарыма», «Туған жерім», «Таныстыру», «Едіге батыр», «Таныстыру», разнотематические терме жырау Рената Бекжурсинова. Экспрессивность, тонкий эмоционально-психологический настрой, национальный колорит, сохранение специфики исполнительской трактовки отличают их.

Постоянными участниками многих художественно-культурных мероприятий – айтысов, фестивалей народной музыки, выставок изобразительного искусства – являются молодые, талантливые музыканты и художники С.Жанахметов, К.Дуйсенов, Р.Мамбетов, Е.Бакытбаев и другие. Автором двух короткометражных документальных фильмов «Мәңгі достық»[1] и «Бауырлас ел»[2] стал наш соотечественник, известный режиссер Г.Шермухамедов. 

Таким образом, изучение музыкального искусства казахов, проживающих на территории Узбекистана, позволяет отметить, что эта малоисследованная область культурного наследия представляет значительный интерес. Обширный пласт музыкальной культуры казахов зарубежья является сегодня первостепенным объектом изучения как для искусствоведов, так и для специалистов в области фольклористики и филологии. Материал, собранный в научной экспедиции по Узбекистану, послужит дальнейшему развитию национальной музыкальной культуры и росту национального самосознания. Этот процесс напрямую связан с сохранением традиционной культуры казахов, включающей национальные традиции, обычаи и обряды, музыкальный фольклор, которые сохранились в своем первозданном виде и требуют разностороннего изучения и системного анализа.

Просмотров: 552 | Добавил: lenger | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2019