Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 49

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 24.01.2019, 00:00
Приветствую Вас Гость | RSS
"ЮЖАНКА"—информационно-равлекательный сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Май » 28 » Детский труд – жестокая реальность
12:57
Детский труд – жестокая реальность


. Детский труд – жестокая реальность

Проблема детского труда существует во всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред физическому и психо-социальному развитию ребенка. Вовлекаются в не по возрасту сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны. 

Детский труд приобретает все большее распространение в Казахстане. Хотя проведенные исследования предоставляет ограниченное количество информации, прослеживается тенденция к расширению масштабов детского труда. Количество детей, работающих в условиях формирующегося свободного рынка, стало быстро увеличиваться. Дети становятся объектом манипулирования и эксплуатации при недостаточном юридическом и административном контроле и отсутствии соответствующих законодательных актов или их реального исполнения. 

Детский труд встречается практически во всех производственных и непроизводственных сферах экономики, используется в городской неформальной экономике, в сельском хозяйстве, мелкой торговле на местных рынках, а также в домашних хозяйствах. На базарах, например, используется труд несовершеннолетних, в основном при сортировке овощей и фруктов, погрузочных работах (так называемые подростки - «тележечники»), и в редких случаях несовершеннолетние младших возрастов могут эксплуатироваться как «попрошайки». 

Кроме того, по данным Международной организации труда, наблюдается рост вовлечения детей в сферу коммерческих сексуальных услуг (продажа или предложение ребенка в целях проституции, порнографии или для производства порнографических материалов) и деятельность криминальных групп (использование, продажа или предложение ребенка для вовлечения его в противозаконную деятельность, в особенности в производство и незаконный оборот наркотиков). 

По мнению Международной организации труда, к сферам и формам использования детского труда в Казахстане относятся: 

Сельскохозяйственные работы (хлопок, табак, виноград, и др. культуры); 
Домашнее хозяйство; 
Трудовая эксплуатация (7-18) (села, города), сельскохозяйственные школы (пришкольные участки, рынки, животноводство (выпас скота), строительство, малый бизнес (в качестве чернорабочих, работа на заправках); грузчики на вокзалах, разгрузка и перенос товаров на рынках (нарушаются возрастные рамки и договорные обязательства); 
Транспортные услуги (кондукторы на микроавтобусах); 
Попрошайничество (дети местные, мигранты, здоровые и инвалиды); 
Сексуальная эксплуатация (девочки 11-18 лет; трассы, сауны, квартиры); 
Мелкие кражи; 
Наркотрафик (участие в сборе пыльцы конопли; в школах в качестве курьера; за границу, внутри страны); 
Использование детского труда родителями, опекунами (занятие проституцией, продажа детей); усыновление или оформление опекунства над детьми с целью получения выгоды; нанесение детям увечья с целью получения социальных пособий, выгоды; 
Трафик детей (2-18 лет) внутренний, региональный, внешний (с целью трудовой эксплуатации или сексуальной эксплуатации). 
Во времена Советского Союза детский труд использовался только в сельском хозяйстве, где он считался естественной частью жизненного цикла, в основе которого были земледелие и скотоводство. В новых экономических условиях переходного периода появились различные социальные факторы, которые привели к появлению детского труда, а именно: 

Безработица и низкий уровень жизни. Многие семьи, имеющие несколько детей, были вынуждены посылать их на работу. 
Трансформация семейных отношений и изменения в экономической структуре оказали прямое влияние на изменение семейных ролей. В настоящее время иногда даже шестилетние дети (а также их родители и старшие братья и сестры) должны заботиться о своей семье и о самих себе. Необходимость вносить свой вклад в доход семьи является основным побудительным мотивом для детского труда. 
Изменение жизненных ценностей: так, например, получение хорошего образования перестает быть приоритетом. Некоторые дети считают работу гораздо более полезным делом, чем образование. 
Трудовая миграция из одной страны региона в другую. Многие мигранты и их дети ищут работу в неформальном секторе экономики или незаконном бизнесе. 
Недостаток внимания к детскому труду основан как на отношении общества, так и правительства к данному вопросу. 
На городских улицах и рынках дети заняты разными видами деятельности: продажа продуктов питания или мелких потребительских товаров на улицах, чистка обуви, мытье машин, копание в мусоре, попрошайничество и многое другое. Они не только подвергаются воздействию факторов, связанных с самим трудом, но и незащищены от факторов риска в окружающей среде - выхлопных газов, преследований, оскорбления и насилия. 

В работе на улицах наблюдаются гендерные различия: здесь работает больше мальчиков, чем девочек, однако девочки, живущие и работающие на улицах, более подвержены вовлечению в проституцию, часто параллельно с другой работой. 

Кроме того, дети, работающие на малых предприятиях в неформальном секторе экономики, часто подвергаются воздействию вредных физических факторов из-за плохих условий труда (например, в мастерских по ремонту машин) или отрицательному психо-социальному воздействию, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками и сексуальную эксплуатацию (например, в ресторанах, кафе и барах). 

Большое количество детей занято в домашнем хозяйстве, что затрудняет получение информации об этом секторе и проведение анализа. Надомным трудом в основном занимаются дети из бедных неполных семей, дети, брошенные родителями или дети-сироты. Согласно имеющимся данным, большинство детей, занятых в домашнем хозяйстве – это девочки в возрасте от 12 до 17 лет, однако, есть основание предполагать, что в этом секторе детского труда могут быть заняты даже 6-летние дети. 

Дети могут подвергаться риску физического и сексуального насилия. О размахе сексуальной эксплуатации детей в Республике Казахстан судить трудно из-за отсутствия достоверных статистических данных. Сексуальная эксплуатация приводит к тяжелым отрицательным последствиям для детей, таким как рост распространенности ВИЧ и других заболеваний, передающихся половым путем, а также нежелательные беременности у подростков, немедицинские аборты, осложнения при родах, раннее материнство, брошенные дети, незаконченное обучение в школе и т.д. 

К проблемам, являющимся причинами детской эксплуатации отнесены: 

Изменения в системе ценностей в обществе (приоритет денег и материальных ценностей); 
Проблемы в системе образования (недостаток финансирования, снижение контроля за посещаемостью школьников, снижение доступности образования); 
Отсутствие детских государственных детских организаций и институтов (пионерия, скаутское движение); 
Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей; 
Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд. 
Многие дети вовлекаются в наихудшие формы детского труда, так как не имеют возможности получить качественное образование. Таким образом, само отсутствие альтернатив наихудших форм детского труда является причиной детского труда. Традиционное распределение гендерных ролей приводит к тому, что часто девочки не имеют возможности получить образование. Такие девочки особенно подвержены риску попадания в ряды детей, занятых детским трудом. Наконец, разрушение традиционных социальных устоев, обеспечивавших защиту детей, также является одним из факторов, которые заставляют детей искать работу в борьбе за выживание. 

Как правило, причины детского труда в большей степени связаны с социально-экономическими проблемами на селе и в сельском хозяйстве. Кроме того, специфика отрасли - широкое применение ручного и низкоквалифицированного труда – делает возможным использование труда детей. 

Некоторые работодатели считают использование детского труда выгодным. Детей нанимают на работу в условиях высокой безработицы среди взрослого населения как более дешевую и послушную рабочую силу. Неразвитые рынки труда также делают выгодным для родителей, владеющих землей, использовать детей как бесплатную рабочую силу. 

Отношение взрослых к детскому труду неоднозначно. Большинство отмечают вредное влияние детского труда на здоровье и образование детей и считают, что использование детского труда необходимо уменьшить. Часть считают, что участие в детском труде является полезным для воспитания детей и отвлекает детей от вредного и пустого времяпрепровождения. Кроме того, необходимо отметить наличие у взрослых чувства некоторой обреченности и неизбежности детского труда. 

Однако, часто условия, в которых работают дети, не соответствуют требованиям трудового законодательства. По данным наблюдений Международной организации труда, общие условия труда детей в выращивании табака и хлопка можно описать следующим образом: 

Отсутствие специальной одежды, обуви, головных уборов, респираторных масок, защищающих детей от вредных компонентов, содержащихся в предметах и объектах труда, отрицательного влияния погодных условий; 
Отсутствие питьевой воды; 
Отсутствие обеденного места; 
Отсутствие туалетов; 
Отсутствие предметов первой помощи; 
Повышенная влажность, грязь, плохая вентиляция и освещение, низкая температура в помещениях обработки табачных листьев; 
Подъем и перенос тяжестей, превышающих допустимые нормы; 
Продолжительный физический труд и отсутствие полноценного отдыха; 
Скудное питание. 
Сами дети не знают ни о вреде, наносимом работой в таких условиях, ни о том, как можно себя защитить от вредных факторов. Дети думают только о том, что зарабатывают себе на хлеб и помогают родителям. При этом, дети получают телесные повреждения во время работы. 

Вместе с тем, необходимо отметить, что воспитательные возможности, которыми обладает труд, многообразны. Положение о том, что труд играет значительную роль в формировании человека, общепризнанно во всех философских и педагогических учениях. В процессе труда выявляются нравственные позиции человека, закрепляются и развиваются его физические способности. Для физически здорового человека труд необходим для поддержания своего организма. Труд способствует снятию стрессовых ситуаций, отвлекает лиц, лишенных свободы, от отрицательных эмоций, связанных с комплексом правовых ограничений, тем самым облегчает психологическую адаптацию к возникающим изменениям во взаимодействии «личность – окружающая среда». 

Общепризнанным фактом является то, что слабость механизмов реального исполнения законов не позволяет обеспечить правовую защиту от детского труда. 

Казахстанское законодательство о правах ребенка представляет собой ряд законов и подзаконных актов, принятых до ратификации Казахстаном Конвенции о правах ребенка, в развитие ранее действовавшего советского законодательства. Хотя некоторые статьи и положения регулируют сферу экономической деятельности несовершеннолетних и имеют своей целью защитить детей от эксплуатации и вовлечения в деятельность, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей, т.е. в наихудшие формы детского труда. Так, Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» гласит, что каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Дети с четырнадцатилетнего возраста вправе, по разрешению родителей, в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии. Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 16 Закона). 

В этой связи необходимо приведение трудового законодательства в соответствие с нормами Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», принятие новых подзаконных актов, целью которых является максимальное приближение норм казахстанского законодательства к международным стандартам и положениям международных договоров. Частично проблема заключается и в том, что использование детского труда в надомных условиях и проведение домашних работ, не урегулированы в правовом порядке. Более того, специального подхода требует порядок заключения договоров с несовершеннолетними, также необходим пересмотр норм, касающихся совмещения работы и учебы. 

Основной причиной возникновения проблемы детского труда является, конечно же, бедность. В детский труд привлекаются, в основном, дети из наиболее уязвимых групп общества – сельских и городских бедных семей, которые имеют ограниченный доступ к образованию, здравоохранению и очень низкий доход или вообще не имеют какого-либо дохода. Многие дети отделены от своих семей или имеют неблагополучные семьи: это сироты, дети из неполной семьи с одним родителем или семьи, главой которой является ребенок. Таким образом, детский труд является продолжением иных социальных проблем, и в то же самое время фактором, усугубляющим их. Все это происходит в условиях игнорирования государством существования проблемы детского труда, доказательством чего является отсутствием полной и систематизированной информации по данной теме. 

Работающие несовершеннолетние граждане должны получить особую форму правовой защиты (в том числе судебной) как при договорных трудовых правоотношениях, так и при нелегальной трудовой деятельности. 

Просмотров: 617 | Добавил: lenger | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2019